С могилой Канта также не все просто. Философ был похоронен в профессорском склепе, который служил, кроме своего прямого назначения, и торговой точкой, где продавались докторские диссертации и другие ученые сочинения. По предложению Шеффнера, склеп был превращен в “Стоа Кантиана” (т.е. кантовский портик). Постепенно “Стоа Кантиана” разрушилась и в 1880 г. построили надгробную “капеллу”. Но так как она была построена некачественно, то к началу 20 века стены просели, в них появились широкие трещины.
Памятник Канту, копия которого сейчас стоит около университета, был сооружен только через 60 лет после его смерти. В чем причина?
Статуя была изготовлена Кристианом Даниэлем Раухом, который подарил свое произведение городу. Но прошли десятилетия, пока комитет по установке памятника Канту принял окончательное решение. Памятник было решено установить в запущенном в то время безлюдном углу, за садом позади дома Канта. Это место оживлялось только два раза в день, когда мимо памятника проезжала почтовая карета. Но прошли годы и годы, пока были собраны 4000 талеров на гранитный постамент.
Как выяснилось, кёнигсбергская общественность относилась к установке памятника не просто равнодушно, но даже с враждебностью. [3] Автор памятника Раух так и не дождался его воздвижения и умер в 1857 году.
Открытие памятника Канту, этому миролюбивому всемирно известному мудрецу, было приурочено к 51-й годовщине “Битвы народов” под Лейпцигом, 18 октября 1864 года. В 1880 году, когда прокладывали улицу Шлоссштрассе, памятник был разобран, и Канта заколотили в деревянный ящик. Горожане долго отводили душу в остроумии по этому поводу, но в конце концов благополучно забыли о нем.
Лет через 15 случайно был обнаружен ящик, в котором находился памятник Канта. Было решено вновь установить его, для чего опять была назначена комиссия по установке памятника. Наконец, было найдено самое скромное место на Парадеплатц, которую посещали лишь няни и влюбленные парочки. [4]
Почему же в наше сознание запали слова “Кёнигсберг – город Канта”? Дело в том, что после 1918 года, когда Восточная Пруссия, потеряв часть своих территорий, оказалась отрезанной от Германии, это крайне негативно отразилось на ее экономике. Разразился затяжной кризис. Чтобы как-то исправить ситуацию, был принят ряд решений, в том числе о развитии международного и внутригерманского туризма. Для этого и был создан, как теперь говорят, брэнд “Кёнигсберг – город Канта”.
Но тут город столкнулся с проблемой – ничего связанного с Кантом в Кёнигсберге уже не сохранилось. За исключением старого здания университета, в котором располагались библиотека и архив города, и разваливающейся “Стоа Кантиана”.
21 марта 1920 года в здании старого университета в одной из комнат был открыт “жалкий эрзац комнаты Канта”. Срочно предприняли и другие усилия, чтобы хоть как-то реанимировать память философа, а тут и круглая дата подвернулась – двухсотлетняя годовщина со дня рождения.
Архитектору Фридриху Ларсу предложили спроектировать новую “могилу Канта”. В срочном порядке был разработан проект, и хотя он никак не гармонировал с древним собором, выбирать было уже не из чего. 22 апреля 1924 г. “могила Канта” была освящена и передана общественности.
В Модиттене, в старом фахверковом домике, в котором Кант, наверняка, ни разу не был, – если вообще этот домик стоял во времена Канта, – была выделена еще одна комнатушка, куда поместили главный экспонат – сундук, который, предположительно, принадлежал Канту. Эта инициатива, вероятно, была реализована владельцем ресторана, желавшем привлечь посетителей.
И это, собственно, было все, на что раскошелился “город Канта”. Но зато в рекламных проспектах, разошедшихся по Германии и всему миру (даже в нью-йоркском порту была афиша, приглашавшая посетить город Канта), Кёнигсберг изображался как город великого философа Иммануила Канта. Брэнд был создан и закрепился в умах людей. Даже после 1945 года он продолжает действовать, жив и по сей день.
Текст: Анатолий Бахтин
Фото: из архива автора